Биржевая стоимость пшеницы в США достигла максимального уровня за последние шесть лет, а в Европе котировки обновили двухлетний максимум. Эксперты связывают это с резко возросшим спросом на зерно — страны делают запасы на случай усиления пандемии коронавируса. При этом глобальный рост котировок привёл и к рекордному удорожанию товара в России. Поскольку страна является крупнейшим экспортёром пшеницы в мире, наблюдаемое повышение цен может позитивно сказаться на состоянии госбюджета, уверены аналитики. При этом специалисты прогнозируют лишь незначительное подорожание российских мучных изделий.
В октябре 2020 года мировые цены на пшеницу достигли рекордно высокого уровня. С начала месяца на Чикагской товарной бирже CME Group зерно подорожало более чем на 10% и впервые с декабря 2014 года торгуется вблизи отметки $6,35 за бушель ($233 за тонну). На парижской бирже MATIF котировки выросли на 7,2% и поднялись выше €212 за тонну. Значение стало самым высоким с августа 2018 года.
Резкий рост биржевых цен во многом связан с высоким спросом на пшеницу со стороны государств-импортёров. Об этом в разговоре с RT рассказал управляющий партнёр агентства Agro & Food Communications Илья Березнюк. По его словам, страны массово скупают зерно и делают запасы на случай усиления пандемии коронавируса.
«Помимо этого, мы видим появление Пакистана на рынке в качестве крупного покупателя пшеницы, хотя в предыдущие годы страна активно продавала зерно. Сказался на ценах и плохой урожай во Франции, посредственные сборы в США и на Украине, а также ухудшающиеся прогнозы по Аргентине из-за засухи», — добавил Березнюк.
Примечательно, что общемировой рост котировок отразился и на стоимости товара внутри России. Так, по последним данным компании «Совэкон», с 7 по 14 октября средний уровень российских цен на пшеницу 3-го класса (наиболее распространённый сорт зерна) вырос на 2,73% и впервые за всё время наблюдений превысил 15 тыс. рублей за тонну.
Более того, в условиях высоких долларовых цен и недавнего ослабления рубля российские компании-экспортёры стали активнее закупать пшеницу на внутреннем рынке для последующей продажи за рубеж. Ажиотажный спрос на зерно со стороны бизнеса привёл к дополнительному росту цен, считает главный аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман. «Не исключено, что в краткосрочной перспективе внутренние цены на пшеницу продолжат расти. Однако в случае начала полномасштабного укрепления рубля темп роста цены может замедлиться», — добавил эксперт.
Отметим, что в текущем сельскохозяйственном году (с 1 июля 2020-го по 30 июня 2021-го) производство пшеницы в России может вырасти на 12,7%, до 83 млн тонн — это один из самых высоких показателей за всё время наблюдений. Выше значение было зафиксировано только в 2017/18 сельскохозяйственном году (порядка 85,2 млн тонн). Об этом говорится в исследовании Минсельхоза США.
При этом, как полагают эксперты ведомства, Россия способна увеличить поставки зерна за рубеж более чем на 13% — до 39 млн тонн. По этому показателю страна может заметно обойти других крупных экспортёров, таких как США (27 млн тонн), Евросоюз (25,5 млн), Канада (25 млн тонн) и Украина (17,5 млн).
«В прошлом году Евросоюз экспортировал больше пшеницы, чем Россия. Однако в этом году валовый сбор пшеницы в ЕС снизился более чем на 18 млн тонн. Также на 3,7 млн тонн сократился сбор зерна на Украине. То есть суммарно у нас порядка 16,5 млн тонн пшеницы уходит с рынка. При этом Россия увеличила экспортные поставки на 6 млн тонн. Всё это также привело к повышению спроса и, соответственно, цен на российское зерно», — рассказала RT директор аналитического департамента Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина.
Как отметил Илья Березнюк, рекордный рост цен на пшеницу и мировое лидерство России в экспорте зерновой культуры могут положительно сказаться на бюджете страны. Так, за счёт возросших доходов сельхозпроизводителей и повышения валютной выручки экспортёров увеличится налоговая база, что позволит пополнить российскую казну, считает эксперт.
Между тем, как отметил Илья Березнюк, доля пшеницы в цене хлеба составляет лишь около 15%. На этом фоне, согласно оценке Марка Гойхмана, рост цен на хлебобулочные изделия будет оставаться ниже инфляции — в пределах 3%.