10 шагов
Трансформацию исследователи предлагают провести с помощью предложенного в докладе «Селекция 2.0» плана из 10 шагов. В противном случае под угрозой оказываются как продовольственная безопасность страны, так и глобальная конкурентоспособность нашего АПК. Доктрина продовольственной безопасности устанавливает целевой показатель самообеспечения семенами в 75%. Сегодня же доля семян зарубежной селекции только растет. Так, по кукурузе за последние 10 лет доля полей, засеянных импортными семенами, выросла с 37% до 58%, а по подсолнечнику — с 53% до 73%. При этом средний возраст сортов российской селекции на отечественном рынке составляет 10–20 лет, а зарубежной — в среднем 5–10.
Как следует из доклада, показатель патентной активности и цитируемости научных организаций в области современных биотехнологий растений составляет менее 1% от аналогичного в США и Китае. В отрасли не хватает специалистов, которые могли бы работать с использованием современных методов селекции, невысок и уровень международного проникновения и кооперации российской агронауки. Еще один недореализованный для прорыва ресурс, как отмечается в докладе, — это использование в селекционной работе российскими компаниями государственных генетических коллекций.
— В отличие от большинства развитых стран у нас сегодня не существует понятного регламентированного доступа частных селекционеров к этим коллекциям, — замечает Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-«Сколково», директор Антимонопольного центра БРИКС, научный руководитель Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ. — А частники — это тот драйвер, который может сдвинуть конкурентную динамику в отрасли и привнести в отрасль новое качество, потому что бизнес лучше реагирует на запросы рынка.
Селекция и конкуренция
Иванов рассказывает, что еще в 2015–2017 годах при поддержке ВШЭ рабочая группа антимонопольных ведомств стран БРИКС провела комплексный анализ работы глобальных продовольственных рынков и представила на конференции БРИКС в Бразилии доклад, который лег в основу изменения подходов по защите конкуренции в этой сфере.
— В этом докладе были выявлены несколько тонких мест. В частности, мы показали резкую монополизацию на мировом рынке средств производства для сельского хозяйства — семян, агрохимии, удобрений. Усиление небольшого числа игроков на глобальном уровне продиктовано, в частности, сменой технологической модели организации отрасли. Это уже сейчас существенно влияет на развитие российского АПК и повышает его уязвимость в глобальных цепочках, а в перспективе речь идет о еще больших вызовах конкурентоспособности российской аграрной отрасли.
Проект техтрансфера
Одним из результатов указанной смены антимонопольных подходов стало решение ФАС России по резонансному делу слияния между Bayer и Monsanto. Это был первый случай в российской антимонопольной практике, когда регулятор выставил жесткие условия согласования сделки глобальных компаний, защищая конкурентоспособность российской экономики, и добился успеха. Этому немало способствовала упомянутая кооперация с антимонопольными коллегами из стран БРИКС.
По итогам сложных переговоров с Bayer удалось договориться о передаче российским селекционерам ряда технологий и компетенций, а также о финансировании создания первого в России современного учебно-научного центра биотехнологий растений и проведения специализированных тренингов для российских селекционеров. Эта работа направлена на повышение конкурентоспособности российского АПК и была синхронизирована с Национальным планом развития конкуренции, утвержденным президентом России.
Предписанием ФАС России объединенной компании Bayer и Monsanto было запрещено входить на российский рынок с их ключевым продуктом — цифровой платформой точного земледелия, ставшей уже доминирующей на многих рынках. Этот запрет дал передышку российским компаниям по разработке своих цифровых решений, но главное для российских селекционеров и семеноводов — время для повышения своей конкурентоспособности, поскольку цифровые платформы — это ключевой способ дистрибуции семян и агрохимии уже в ближайшем будущем.
Одним из важнейших элементов технологического трансфера от компании Bayer стало создание первого в России учебно-научного центра биотехнологии растений, в котором российских селекционеров будут учить современным методам селекции.
Роман Куликов, заместитель руководителя Агролаборатории Сколтеха, на базе которой запущен образовательный центр, отмечает, что навыки, которые передаются селекционерам, необходимы для современной ускоренной селекции по мировым стандартам, когда процесс селекции сокращается в два-три раза.
— Ситуация с кадрами в отрасли селекции и семеноводства сегодня требует улучшения, —констатирует он. — Общее число растительных биотехнологов, владеющих теоретическими знаниями в России, оценивается примерно в 30 человек, среди них только десяток обладают практическими навыками. Классических селекционеров в России сегодня около 750. И это при том, что в последние годы были запущены важнейшие национальные инициативы по развитию агротехнологий в России. Все эти новые программы требуют наличия более 1 тыс. селекционеров и примерно 250–300 биотехнологов растений.
Дополнительный ресурс
Для сопровождения процесса передачи технологий российским аграриям на базе НИУ ВШЭ был запущен Центр технологического трансфера (ЦТТ). В прошлом году он отобрал семь частных селекционных компаний, которые бесплатно получат генетический материал от Bayer по таким стратегическим культурам, как кукуруза, соя, рапс и пшеница. На базе этих чистых линий российские компании смогут вывести новые сорта и гибриды, которые уже будут российскими конкурентными сортами, в том числе с перспективами коммерциализации на мировом рынке.
— Наши получатели сами решают, как использовать полученную гермоплазму, но речь идет именно об усилении российской селекции — это дополнительный ресурс для развития АПК нашей страны, который стал возможным благодаря слаженной работе ФАС России и наших партнеров по БРИКС, — говорит Алексей Иванов.
Получателем гермоплазмы одной из культур — пшеницы — стала агрофирма «Павловская Нива» из Воронежа.
— По яровой пшенице у нас каждый год вводятся иностранные сорта в значительно большем количестве, чем отечественные, и по озимой то же самое, — говорит генеральный директор компании Иван Савченко. — Сегодня как раз самое время заняться пшеницей вплотную.
Самый важный фактор потенциального изменения структуры рынка пшеницы состоит в том, что глобальные компании пока мало вкладывались в современную биотехнологическую селекцию пшеницы из-за сложной генетики этой культуры. Геном пшеницы был расшифрован лишь в 2018 году силами Международного консорциума по секвенированию генома пшеницы, который работал над этим 13 лет. Стремительное технологическое обновление селекционных программ по пшенице по примеру других культур — лишь вопрос времени и инвестиций.