Из-за острого дефицита флота, нехватки мест хранения для поступающего в порты зерна и высоких ставок фрахта российские трейдеры навязывают импортерам контракты на условиях «free on board», что означает продажу товара в порту, включая организацию погрузки зерна на теплоход. Поиск самого судна и доставка груза в страну импортера при таком базисе поставки являются ответственностью покупателя
«Не так давно фрахтователи, напротив, настаивали на договорах CIF (cost, insurance and freight), поскольку в этом случае могли заработать не только на продаже, но и на доставке зерна, - объясняет новую тенденцию Константин Гриневич, генеральный директор брокерской компании «Глогос проект». – При нынешних высоких ставках фрахта, доставка зерна – это для многих, скорее, работа себе в убыток, чем дополнительный заработок».
С прошлого года стоимость доставки злаков по экспортным маршрутам выросла практически вдвое: из Ростова/Азова в порты Мраморного моря ставки фрахта увеличились в 1,6 раза и составили 36 долларов за тонну, в Измир – в 1,8 раза (39 долларов за тонну), Мерсин – в 1,5 раза (50 долларов за тонну), в Египет – в 1,6 раз (55 долларов за тонну).
Пока импортеры соглашаются на изменившиеся условия трейдеров: хорошее качество собранного в этом году урожая, готовность российских производителей снижать цену на зерно и слабый рубль обеспечивают выгоду от сотрудничества. Однако, со временем издержки могут перевесить. «Возникшая ситуация рождает напряженность между участниками рынка, - считает Константин Гриневич, - судовладельцы не торопятся заключать контракты на фрахт, ожидая дальнейшего роста ставок, трейдеры, не в состоянии из-за этого найти свободный флот, перекладывают ответственность за доставку груза на плечи покупателя. Без реальных вложений государства в инфраструктуру экспортных маршрутов страна рискует потерять статус ведущего поставщика зерновых». Тем более, что Европа, США и Канада, основные конкуренты России, проблем с мощностями для хранения и переработки зерна не испытывают.
Российские аграрии второй год подряд являются мировыми лидерами по поставке зерновых за рубеж. Если в 1980-1990-х годах СССР импортировал от 30 до 47 млн тонн зерна в год, то сейчас одна Россия заявляет о готовности поставить свыше 40 млн тонн на внешние рынки, не говоря уже об Украине и Казахстане. При этом портовые терминалы, мощности по хранению и перевозке зерна на экспортных маршрутах оказались не готовы к такому количеству прибывающего зерна. Падающая цена на рынке не располагает к активным продажам, однако нехватка мест хранения вынуждает трейдеров сбывать излишки товара по невыгодной цене, даже несмотря на высокие ставки фрахта.
Напомним, что согласно прогнозу компании «Совэком», экспорт зерна в этом году может составить рекордные 44 млн тонн, в том числе экспорт пшеницы - 32,4 млн тонн, ячменя -4,3 млн тонн, кукурузы – 5,7 млн тонн. По мнению специалистов агентства, дальнейшему росту экспорта мешают инфраструктурные ограничения. (Источник: пресс-служба «Глогос Проект»).